Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

растрелли варфоломей варфоломеевич

Энциклопедический словарь

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич - РАСТРЕ́ЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (1700-71), русский архитектор. Представитель барокко (см. БАРОККО). Сын Б. К. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло). Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) (1754-62) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-52), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).* * *

РАСТРЕ́ЛЛИ (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700, Париж - 1771, Петербург ?), граф, русский архитектор, итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло). Один из величайших российских архитекторов 18 века наряду с Кваренги и Росси. Создатель «елизаветинского барокко», возникшего в результате переосмысления европейского барокко (см. БАРОККО) под влиянием традиций русской художественной культуры. Это яркое архитектурное направление занимает важное место в истории европейского барокко в целом.

Краткая биография

Образование получил в Париже, учился также и у отца - скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а с 1722 начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Был любимым архитектором Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна), при ней созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора, стал кавалером ордена св. Анны и академиком архитектуры (1770). После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны (см. АННА Ивановна), в Санкт-Петербурге и его пригородах - для Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна), в Курляндии - для фаворита Анны Иоанновны Бирона (см. БИРОН Эрнст Иоганн), в Киеве - Андреевскую церковь (проект 1747, построена в 1748-1767 архитектором И. Ф. Мичуриным (см. МИЧУРИН Иван Федорович)).

Ранний период творчества (1730-1740)

По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф (1730) в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. Для этого перестраивает и объединяет в одно целое дома Апраксина и Кикина. Для Бирона строит два дворца - в Митаве (см. МИТАВА) и Рундале (см. РУНДАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ). В Рундальском дворце проявляется и его незаурядный талант декоратора.

Строительство Большого дворца в Петергофе

В 1741, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России. В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера.

Строительство императорских дворцов продолжается: в 1746-55 строится Большой Петергофский, в 1752-1756 - Царскосельский. Растрелли превращает петровские Верхние палаты в монументальное парадное сооружение. Фасад Большого Петергофского дворца имеет значительную протяженность, в его композиции четко выражены отдельные, связанные между собой объемы, акцентирована центральная часть из трех ризалитов (см. РИЗАЛИТ). Отделка фасадов сдержанна, хотя включает разнообразные барочные декоративные элементы - русты (см. РУСТИКА), картуши (см. КАРТУШ) над оконными проемами, барельефы (см. БАРЕЛЬЕФ) во фронтонах, узорные балконные решетки. Особую пышность придают замыкающие композицию два павильона, церковный и «Под гербом», с их украшенными золоченым рельефным декором куполами и золочеными главками. Ряд интерьеров (Парадная лестница, Танцевальный зал, Аудиенц-зал, церковь) еще до 1941 сохранял пышную барочную отделку, осуществленную по проектам Растрелли. Во время войны дворец был разрушен. С 1951 ведется его реставрация. В настоящее время восстановлена большая часть его интерьеров.

Большой, или Екатерининский, дворец в Царском селе

Царскосельский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. В основе его центральной части - каменные палаты Екатерины I. Он также характеризуется протяженностью фасада. Сложный ритм членений и огромное богатство элементов декоративного оформления контрастируют с организующим фасады в одно целое принципом симметрии. Парадный двор эффектно замыкается двумя колоссальными дугами одноэтажных служебных корпусов - циркумференций. Их соединяет чугунная ограда с воротами, увенчанными гербом Российской империи. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В оформлении интерьеров дворца мастер широко применяет роспись, золоченую резьбу и зеркала, отчего залы сверкают роскошью и великолепием. Монументальной росписи плафонов вторят паркетные полы, украшенные декоративными мотивами, набранными из редких пород дерева. Наибольшую известность получили такие шедевры оформительского гения архитектора, как Тронный зал, Картинный зал, Янтарная комната. Реставрация разрушенного во время Великой Отечественной войны дворца началась в 1957 и еще не окончена, но основные интерьеры уже восстановлены.

Зимний дворец

В 1754-1762 Растрелли строит главную резиденцию русских императоров - Зимний дворец (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) - самый известный памятник зрелого барокко в России. В плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады оформлены непрерывным ритмическим членением стен выступами и отступами, колоннами с эффектными капителями. Особо акцентированы углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки. Все это создает впечатление чрезвычайно богатой пластической разработки стены, которая воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура. Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко. Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры (см. ПИЛЯСТРА), кариатиды (см. КАРИАТИДА), атланты (см. АТЛАНТ (в мифологии)), надоконные сандрики (см. САНДРИК) и картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы (см. АНТАБЛЕМЕНТ). Особенно красивы протяженные фасады дворца - один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь.

Планировка внутренних помещений и здесь следует принципу бесконечной парадной анфилады, характерному для стиля барокко и применяемому Растрелли во всех его сооружениях. Интерьеры Зимнего перестраивались многократно и особенно после разрушительного пожара в 1837. О внутренних работах Растрелли можно составить представление по блистательной Иорданской лестнице и убранству дворцовой церкви.

Аничков дворец и другие

Одновременно с императорскими дворцами Растрелли строил дворцы и для елизаветинской знати. Это здания, имевшие в плане форму букв Н или П, с курдонером (см. КУРДОНЕР), обычно не выходящим на красную линию улицы. Первым был Аничков дворец (1744-51). Впоследствии он многократно перестраивался и снаружи и внутри. Гораздо лучше сохранили почерк великого зодчего Воронцовский (1749-57) и Строгановский (1752-54) дворцы - примеры городской усадьбы елизаветинского времени. Оформление фасадов и применение архитектурного декора напоминают императорские резиденции, но они решены в ином масштабе, и, несмотря на парадность, сохраняют сдержанность и строгость, отличающие их от елизаветинских дворцов. Эффектно смотрится центральный ризалит Воронцовского дворца, выделенный полуэтажом и украшенный сдвоенными приставными колоннами и пилястрами, на которых опирается раскрепованный антаблемент. Ризалит увенчан треугольным фронтоном. Выдержанность стиля характерна и для Строгановского дворца. Фасадами он выходит на красную линию Невского проспекта и набережной Мойки. Парные приставные колонны также выделяют центральный ризалит фасада по Невскому. На них водружен разорванный лучковый фронтон с гербом Строгановых.

Культовая архитектура

Особое место в творчестве Растрелли занимает культовая архитектура. Он создал тип пятиглавого, наподобие русских храмов 17 в., барочного храма, с роскошным золоченым резным иконостасом - прототип для церковного зодчества Санкт-Петербурга середины 18 столетия. В каждом из построенных дворцовых зданий Растрелли сооружал домовую церковь.

Самый знаменитый из его храмов - Смольный собор (1748-1764). Растрелли создал проект всего монастырского ансамбля. В его центре возвышается великолепный собор, в план которого заложен равноконечный крест. Двухъярусная структура здания состоит из кубического основного объема, на котором возвышается пятиглавие. Четыре меньшие боковые главы на столпообразных основаниях тесно примыкают к мощной центральной. Пластика фасадов отличается исключительной живописностью. Стены растворяются в выступах и отступах, углы которых акцентированы сдвоенными колоннами в первом ярусе и пилястрами во втором. Это облегчает переход к стройному пятиглавию, подчеркивает вертикальные членения и создает впечатление взлета вверх всей этой пластически-живописной массы. Проект предполагал возведение перед собором величественной 140-метровой колокольни. Замысел не осуществлен, и это одна из крупных потерь в истории русской архитектуры. Внутренняя отделка собора закончена архитектором В. П. Стасовым (см. СТАСОВ Василий Петрович) в классицистическом стиле только в 1832-35 годах.

Последние годы жизни (1762-1771)

С восхождением на престол Екатерины II в 1762 Растрелли временно вышел в отставку - новой императрице не нравился стиль зрелого барокко. В 1763 он был уволен и уехал в Швейцарию, не завершив комплекс Смольного. По одним сведениям, он умер в Швейцарии, по другим - в Петербурге.

Большой энциклопедический словарь

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (1700-71) - российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-52), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).

Гуманитарный словарь

РАСТРЕ́ЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (Франческо) (1700-71) - архитектор, сын Б. де Растрелли. Крупнейший предст. барокко в России. Родился в Париже. В Петербурге с 1716 (приехал с отцом, к-рый был приглашен Петром I). Обучался в Зап. Европе (вероятно, в Италии, 1725-30). В 1736-63 придворный рус. арх. (обер-арх.). В период правления имп. Анны Иоанновны работал в Москве и в Курляндии: дворцы герцога Э. И. Бирона в Руэнтале (ныне Рундале; 1736-40) и Митаве (ныне Елгава; 1738-40), завершены в 1760-х гг. Манера Р. в этот период сходна со стилистикой рус. архитектуры 1710-30-х гг. В последующие годы формируется зрелая манера Р., к-рая представляет собой наиб. полный вариант рус. барокко, характеризующийся сочетанием зап.-европ. и традиц. рус. архит. приемов. Отличит. черты растреллиевского ("елизаветинского") барокко: пространств. размах ансамбля, соединение переосмысл. др.-рус. форм (в решении колоколен, глав, крылец, тонких колонок, применении позолоты, полихромности фасадов, растительного орнамента и т. д.) с повсеместным применением утонч. рокайльных форм. Осн. произв. Р. периода правления имп. Елизаветы Петровны: собор св. Андрея Первозванного в Киеве (проект 1747), реконструкция Большого дворца в имп. резиденции в Петергофе (1747-52; сохранена композиция петровской эпохи), ансамбль Смольного мон. (1748-64), дворцы графа М. Воронцова (1749-57) и барона С. Строганова (1752-54) в Петербурге, ансамбль имп. резиденции в Царском Селе (1752-54), Зимний дворец (1754-62).

Творчество Р. настолько полно представляет собой рус. иск-во сер. 18 в., что это время обозначается термином "растреллиевское барокко". Р. впервые в истории России построил такие масштабные архит. ансамбли, как Смольный мон. и Царское Село. "На славу Растреллием строенный дом" становится символом древнего родового аристократического гнезда. Его имя не только никогда не было забыто, напротив, ему приписывалась любая старинная дворцовая постройка. Стих Маяковского "дворец царям построил Растрелли" закрепил его имя именно в этом качестве в сознании поколений сов. и постсов. времени.

Зимний дворец. Арх. В. В. Растрелли

Зимний дворец. Арх. В. В. Растрелли

Полезные сервисы

растрелли варфоломей варфоломеевич (бартоломео франческо)

Энциклопедический словарь

Растре́лли Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700-1771), российский архитектор. Сын Б. К. Растрелли. Опыт европейской архитектуры барокко переосмыслил в контексте русской художественной культуры; грандиозный пространственный размах, чёткость объёмов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью архитектурных масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Санкт-Петербурге; Большой дворец в Петергофе (1747-52), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).

В. В. Растрелли.

Полезные сервисы